в Санкт-Петербурге:
972-99-66, 971-99-66
972-67-78, 977-99-66

Новости компании

29.07.11
За прошедшие полгода за нарушение экологических требований оштрафованы хозяйствующие субъекты разных форм собственности на сумму свыше 500 тысяч рублей. Проверено 91 предприятие, из них в 63 зафиксированы нарушения природоохранного законодательства, в том числе и несанкционированный вывоз мусора.

Аромат наплевательства

Бумага, картон, упаковочный полиэтилен, стеклянные и пластиковые бутылки… Кто-то втихаря вывалил в конце июня груду мусора на территории Зашейковского лесничества, аккурат в рыбоохранной зоне Нижнего Чалмозера. И витает над всей этой грудой дух абсолютного наплевательства на весь окружающий мир.
Прокуратура Ковдорского района, которая занялась этим случаем, нарушителя установить не смогла. Придется теперь Зашейковскому лесничеству как хозяину территории собрать этот мусор и вывезти. Получается, что кто-то бессовестно переложил на него свои расходы. 
К сожалению, этот пример не единственный. Так называемые несанкционированные свалки стихийно возникают вдоль дорог в разных уголках Кольского полуострова. Причина проста: подобным образом некоторые предприятия экономят на вывозе мусора. Жаба душит, не позволяет действовать цивилизованно - платить за вывоз отходов на официальную свалку. Куда как проще шмыгнуть в лесок, опорожниться - и молчок: мол, я не я, и куча не моя.
Бороться с этим явлением, находить нарушителей, если только за руку не схватишь, трудно. Видеокамеру на каждую елку не повесишь. Хотя попытки противодействовать и предпринимаются.
- Дорожные службы перекрывают стихийно образовавшиеся съезды с трасс, это как раз те места, где удобно отъехать в сторону и опустошить кузов. Там просто роют траншеи, упреждая таким образом сброс мусора в лесной массив. У дорожников все эти съезды зафиксированы, - рассказывает начальник отдела государственного экологического контроля областного комитета промышленного развития, экологии и природопользования Андрей Маслов.

Круговорот мусора в природе

Наш разговор шел не только о свалках, которые устраивают недобросовестные организации и предприятия, но и о том мусоре, что летит из окон проезжающих машин, остается от пикников на обочине, о тех изношенных покрышках, что также копятся вдоль дорог. Ведь у нас как? Колесо сменил, а старое выкинул, будто фантик из окна. Поэтому любование пейзажами для проезжающих по дорогам Кольского полуострова отравлено россыпями бутылок, полиэтилена, упаковок от пищи и прочих отходов, так сказать, жизнедеятельности человека. До чего же она активна во время пути! Или слишком много народа стало проезжать по нашим трассам?
- Если учитывать то, что в последнее время активно развиваются всевозможные дачные поселения, огородничество, движение стало интенсивнее, - соглашается со мной Маслов.
Дорожные службы следят за санитарным состоянием трасс, будь они федерального или регионального значения. Порядок поддерживается и на полотне дороги, и на расстоянии пятидесяти метров по обе стороны. Но если на поддержание федеральной трассы Мурманск - Санкт-Петербург выделяется ощутимая сумма, то дорогам районного масштаба такой куш не перепадает. Как пояснил Андрей Маслов, их содержание ложится не только на дорожную службу, но и на муниципалитеты. Последним же зачастую не хватает средств почистить даже дворовые территории. Поэтому мусор вдоль дорог копится годами, пока эти накопления не превращаются в свалки, представляющие опасность, в том числе и пожарную. Тут уже начинают действовать районная и природоохранная прокуратуры совместно с областным комитетом промышленного развития, экологии и природопользования, через суд обязывая муниципалитет привести территорию в надлежащее санитарное состояние. Вот какой получается круговорот мусора в природе только из-за того, что один выбросил фантик из окна, второй - пачку из-под сигарет, следующий - бутылку, а кто-то и грузовик отходов на обочину вывалил.

Пикник на обочине

Тем не менее дороги Кольского полуострова на фоне всей страны выглядят еще не самым худшим образом. 
- Наши придорожные полосы достаточно чистые, - заверил меня собеседник, вспомнив свои впечатления от поездок по средней полосе и югу России. - Но есть чему и поучиться. Для примера хотел бы привести Вологодскую область - мне нравится, как там устроены места для стоянок неорганизованных граждан. Во-первых, таких стоянок много, а во-вторых, они оборудованы всевозможными беседками, навесами, столиками, скамейками. Тут же стоят контейнеры для отходов. Все это воспитывает людей. Посидели, перекусили, мусор выбросили туда, куда положено... У нас же в основном люди останавливаются у придорожных родничков. Обычно там и контейнер для мусора имеется, но ни столов, ни беседок нет. 
То есть получается перекус у помойки. Кстати, те контейнеры для мусора, что расставляют наши дорожные службы (а каждый стоит до 8 тысяч), еще и воруют.
- Кто в частное хозяйство прихватывает, а кто в металлолом, - объясняет Маслов. - Поэтому дорожники стали устанавливать вместо контейнеров железные бочки, залитые в бетон.

К барьеру!

Как заставить людей соблюдать чистоту? Штрафами? Так каждого проезжающего, вышвыривающего в окно все, что ему не нужно, за руку не схватишь. Это надо со школы, даже еще с детского садика втолковывать, что такое хорошо, а что такое плохо. Важно, чтобы и сама обстановка располагала действовать по всем правилам, как в Вологодской области, и чтобы уровень общей культуры был выше.
А вот с теми, кто вдоль дорог опорожняет грузовики с мусором, бороться нужно и можно. Трудно доказать, что именно эта куча принадлежит какому-то конкретному ООО или ИЧП? Но ведь можно проверять наличие у предприятий договоров на вывоз мусора. Если такого документа нет, то резонно задать вопрос: не ваше ли это добро валяется в придорожной канаве? 
- Пришли мы как-то проверять огромный магазин. Смотрим, а у него такого договора нет, - рассказывает Андрей Маслов. - Спрашиваем: куда же вы свой мусор деваете? Да вот, отвечают, рядышком во дворе стоят баки, туда и скидываем. Но это же контейнеры ближайших домов. И жильцы платят за них! Значит, проблему отходов магазин решил за счет населения. Если только не занимается самовывозом до первой канавы...
Есть и еще один момент. Существуют компании, предлагающие услугу по вывозу отходов, но не имеющие лицензии на это. Они берут за это деньги, грузят отходы и везут их... опять же в ближайший лесок.
- Такие организации мы стараемся вычислять, принимаем к ним меры, - говорит Маслов.

Переоценка ценностей

Еще в середине прошлого века великий физик Нильс Бор произнес пророческую фразу: «Человечество погибнет не в атомном кошмаре - оно задохнется в собственных отходах». Перед проблемой утилизации отходов стоит весь мир. Разные страны пытаются ее решать различными путями. И с разным успехом. Лет 15 уже слышим, как тонет в мусоре Неаполь; премьер-министр Сильвио Берлускони даже направил на борьбу с ним солдат. Японию как-то уличили в нелегальном вывозе трудноразлагающихся отходов в другую страну. Швеция же, напротив, импортирует мусор, сжигая его на теплоэнергетических станциях. 
Кстати, именно в стопроцентной переработке отходов видится освобождение от насущной проблемы. Вот если бы приспособиться добывать из мусора нефть… 
А, кстати, появилось года два назад сообщение о том, что «черное золото» можно получать из пластиковых бутылок. И если эта технология получит широкое распространение, то, пожалуй, ни одной валяющейся бутылки не останется. Ведь тогда сын-разгильдяй, выбросив пустую бутылку из-под пепси в окно машины, получит от отца хорошую затрещину. Не за то, что экологию портит, а за то, что деньги на ветер швыряет.

Ну а пока-то что будем делать?

Галина ДВОРЕЦКАЯ
Опубликовано: «Мурманский вестник»

Архив новостей
ООО “Контраст”, все права защищены 2008
по всем вопросам пишите нам: zakaz@kontrast.su
Разработка и поддерка сайта: ОлевМедиа, 2008